Воспитание внимания

Поговорим о важнейшем качестве, которое следует специально формировать у ребенка – о внимании. Внимание бывает трех видов – непроизвольное, произвольное, постпроизвольное.

Непроизвольное внимание – самое раннее в развитии человека. Это как бы реакция на раздражитель. Внезапный звук, яркий предмет, любое движение. И П. Павлов назвал этот вид внимания «Что такое». Он носит явно адаптационный характер, помогая сориентироваться в окружающем пространстве.

Произвольное внимание – когда человек сосредотачивается на чем-либо. Здесь главное волевой механизм, умение себя организовать, не отвлекаться. Маленьким детям это трудно, поэтому воспитатели и учителя часто повторяют «сигнальные слова»: «Посмотрели все сюда, глазки ко мне, слушайте внимательно, запомните, внимание!» и т.д. Когда и это не помогает, приходится опускаться на уровень непроизвольного внимания, например, хлопать в ладоши или постучать по столу. Удерживать долго произвольное внимание трудно даже взрослому, с тренированной волей. Между тем, процесс обучения ориентирован в основном на произвольное внимание, поэтому его надо воспитывать и тренировать.

Постпроизвольное внимание – к нему стремится каждый педагог. Механизм этого вида внимания: непроизвольный интерес ребенка к тому, к чему произвольно пытается привлечь внимание воспитатель. Другими словами, движущей силой постпроизвольного внимания, его мотивацией, становится интерес ребенка к содержанию предмета. Такое внимание не требует волевого усилия и не является случайной ориентированной реакцией. Оно сочетает в себе лучшие свойства того и другого: не утомляет, не заставляет включать волю и в той же степени организует деятельность ребенка и включает цепочку познавательных процессов: восприятия, мышления памяти. Понятно, что постпроизвольное внимание самое выгодное и для детей, и для воспитателя: дети не устают, очень хорошо воспринимают и запоминают информацию. Но как же выйти на уровень этого внимания? Тренировку внимания начинаем в самом раннем возрасте с развития наблюдательности. Это возможно в любой момент жизни. Просто нужно почаще обращать внимание ребенка на конкретные вещи: «Красиво сделано, да? Хорошо поступил, верно? Вкусно пахнет, правда? Посмотрите, какие облака, на что они похожи?» Заметьте, это каждый раз приглашение ребенка к разговору, «включение» его в ситуацию. Развитие наблюдательности можно превратить в веселую занимательную игру, например, предложите ребенку заметить и запомнить спрятанные под салфеткой предметы, когда вы их откроете сначала на две минуты, потом на одну минуту, потом на тридцать секунд (предметов не должно быть больше семи и дети, безусловно, должны их знать).

Очень важно воспитывать готовность ребенку быть внимательным всегда. Конечно, для детей это также должна быть ситуация игры. Например. Закройте ребенку глаза и попросите описать, как вы сегодня одеты, как одеты подруги и друзья, какого цвета занавески, сколько цветов на окне. Неожиданные вопросы полезны потому, что помогают организовать и дисциплинировать внимание ребенка. Дело в том, что его внимание рассеивается, направленность на что-либо все время подвергается «атакам» многих раздражителей. Вопросы взрослых помогают справиться с этими отвлечениями. То есть такие вопросы: «Какую игрушку несла встреченная нами девочка, какого цвета велосипед у мальчика, кто вел ребенка – мама или бабушка» и т.д. Не забывайте хвалить ребенка, даже если он ошибается. Заметно развивает наблюдательность целенаправленное совместное рассматривание и обсуждение картинок, в том числе, их деталей. Если давать при этом оценочные характеристики, тем самым, способствуя развитию способностей ребенка к анализу. А это уже мыслительный процесс.

Очень полезны игры типа: «Найди отличия, отыщи одинаковые, нарисуй по образцу» наверняка у каждого из вас есть свои приемы и игры. Здесь, действительно, открывается простор для творчества.

Внимание обладает важными качествами: емкостью, скоростью переключения и устойчивостью. Емкость показывает, как много объектов одновременно могут быть охвачены вниманием. Скорость переключения – быстроту переключения внимания с одного объекта на другой. Устойчивость – способность удерживать внимание на одном предмете нужное время.

Во-первых, каждый обладает разными природными задатками: скоростью нервных процессов, быстротой переключения с одного процесса на другой, степенью активности и утомляемости. Понятно, что быть наблюдательным (восприимчивым) легче тому, у кого более лабильная (подвижная) психика. Любое качество можно развить, только потолок у каждого свой.

Во-вторых, более наблюдательные, как правило, оказываются более любознательными. А в основе этого качества лежит интеллектуальная активность.

В-третьих, невнимательность (рассеянность) не обязательно означает общую несобранность внимания. Иногда это результат высокой концентрации внимания на каком-то одном предмете или на своем внутреннем мире, переживании.

В-четвертых, на развитие внимания, несомненно, влияют психологические факторы: способы воспитания и обучения, стиль отношения со взрослыми и сверстниками, возможности реализации способностей ребенка. Например, гиперопека подавляет не только инициативу, но и волю ребенка, которая, как мы помним, лежит в основе произвольного внимания. И, напротив, бесконтрольный ребенок, просто не умеет организовать свое внимание – у него нет такого опыта.

В-пятых, на умственную деятельность, в частности на внимание, влияют неполноценное питание, авитаминоз, недостаток микроэлементов, хронические инфекционные заболевания, глисты. Они могут стать основной причиной рассеянности и временного поглупения. Или постоянного отставания ребенка в своем развитии.

Справедливости ради, нужно заметить, что говорить о развитии какого-то одного отдельного взятого качества или психического процесса можно только теоретически. Человеческая психика – гармоничное сочетание и переплетение множества качеств, свойств, процессов, перетекание и превращение одного в другое. На практике мы можем только усилить акцент на воспитание и развитие того или иного выбранного нами в данный момент качества. А влияние распространяется на все процессы и всю психику в целом, потому что она не расчленимо целостна.

Воспитываем внимание, обеспечиваем лучшее восприятие, память, формируем характер. Заботимся о наблюдательности, даем пищу для мышления, понимания, выработки отношения, собственного мнения.

Дополнительная информация