Психологический портрет ребенка третьего года жизни

Чем же третий год жизни знаменателен? В это время происходит существенный перелом в отношениях с окружающими, обусловленный ростом активной деятельности малыша, имеющего собственные желания и намерения, которые могут не совпадать с намерениями взрослого. Очень многое зависит от того, какой эмоциональный опыт ребенок приобрел на 2-м году жизни, когда предметный мир выступал для малыша как солнечный свет, а взрослый - как само солнце. Малыш привязан к маме (отцу, бабушке и т.д.) и воспринимает этого человека как образец поведения и отношения к окружающему. Вместе с тем и собственные возможности, и достижения должны быть продемонстрированы взрослому, без одобрения которого они не представляют для ребенка особой значимости. Значит, родителям необходимо научиться общению с малышом на новом уровне взаимоотношений: оставаясь высоким примером для малютки, деликатно относиться к формированию его чувства собственного достоинства, признавать зa ребенком право выбора, проявления интересов к тому или иному занятию. Иными словами, нужно научиться ладить с ребенком, в каких-то случаях «идти за малышом», давая как можно больше возможностей для самовыражения его активности и индивидуальности, постепенно поворачивая интерес крохи в полезное, с вашей точки зрения, русло. Так вам удастся избежать кризисной ситуации, характерной для детей 3-го года. По крайней мере, можно значительно смягчить возникающий кризис общения взрослых с ребенком. В ходе предметной деятельности, игры, а затем и в зарождающихся новых видах деятельности (рисование, лепка, конструирование, пение и танец и др.) происходит дальнейшее развитие психических процессов восприятия, памяти, речи, мышления, формируются новые потребности и интересы. В третий год жизни происходит особенно активное овладение социокультурными ценностями непреходящей значимости: культурой человеческого мышления, общения, развитой речью. Именно в этот период жизни огромное значение приобретает удовлетворение потребностей ребенка в познании, овладении чисто человеческими видами деятельности: бытовой, игровой, трудовой (элементы самообслуживания), художественной, развитие интеллекта и способностей ребенка. И этому есть свое объяснение. Отечественные и зарубежные ученые пришли к выводу, что третий год жизни ребенка особенно благоприятен для paзвивающей педагогики. Поэтому, если вы хотите приобщить ребенка к математике, музыке, пению, живописи, не упускайте времени сейчас, не забывайте, что основы будущих способностей закладываются в этот возрастной период. Новым можно считать интенсивное развитие воображения особенно во второй половине года (от 2,5 - 3 лет). Это значит, что ребенок может действовать в воображаемой ситуации. Например, выполняя просьбу взрослого, может показать, как мышка тихо-тихо бегает на лапках (встает на цыпочки), как, переваливаясь с лапы на лапу, идет мишка-медведь, как зайчик скачет и шевелит ушками и т.п. С развитием воображения и памяти появляются продуктивные виды деятельности: рисование (продукт - рисунок), лепка (продукт - поделка), конструирование (продукт - постройка), игра (ролевое поведение) и др. Следует обратить особое внимание родителей на то, что продуктивные виды детской деятельности должны быть начаты именно на третьем году жизни ребенка. Эти виды способствуют развитию отражательной способности мозга, а, следовательно, имеют прямое отношение к развитию умственной активности, формированию интеллекта.


Рекомендации для заботливых родителей

  • С начала 3-го года предоставьте ребенку посильную самостоятельность во всем, что ребенок может выполнять без лишней опеки взрослого.
  • Относитесь к самостоятельным действиям ребенка с полной серьезностью.
  • Проявляйте терпение к становлению какого-либо навыка или умения (давать время на его отработку).
  • Не допускайте негативных высказываний в адрес ребенка, стремящегося самостоятельно, пусть неумело, выполнить то или иное действие.
  • Доверяйте ребенку, выражайте уверенность в том, что малыш справится с заданием и у него все получится.
  • В процессе выполнения какого-либо действия поддерживайте и почаще хвалите ребенка.
  • Дайте почувствовать малышу, что результат его действий вам не безразличен. Если малыш выполнил стоящую перед ним задачу, необходимо это отметить, выразить радость; если у ребенка что-либо не получается, попытайтесь облегчить условия выполнения, помочь, если ребенку трудно, но добиться, чтобы он хотя бы частично выполнил что-то сам.
  • Формируйте у малыша установку на преодоление трудностей, стремитесь приводить действия ребенка к положительному результату.
  • По возможности исключайте из практики ситуации, в которых ребенок заранее выступает в роли неудачника.
  • Старайтесь не завышать и не занижать самостоятельные возможности ребенка.
  • Не хвалите ребенка по незаслуженному поводу. Похвала должна быть адекватна результату действия.
  • Дайте положительную установку на будущее, даже если ребенку что-то не удалось (например, завтра все получится).
  • Продолжайте формировать интерес к играм, занятиям, показам, драматизациям, в которых ребенок получал бы образцы положительного поведения.
  • Не давайте слишком легких заданий, поручений, не требующих волевого усилия: ведите ребёнка через преодоление посильных трудностей к положительному результату.
  • Активизируйте малыша, побуждая к творчеству и самостоятельному применению имеющихся у ребенка навыков, знаний.
  • Формируйте у ребенка особый интерес к человеку (людям), их деятельности и действиям, миру человеческих отношений.
  • Не предваряйте действия малыша внезапным вторжением в его дела, прерывая его игру (занятие) назойливым указаниями.
  • Относитесь к ребенку как формирующейся личности!

Дополнительная информация